КОМПЬЮТЕР И СИНТЕЗАТОР В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ УФИМСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА №2

          Вряд ли кого из современных молодых людей удивишь сегодня компьютером или синтезатором. Эти слова прочно вошли не только в молодежный лексикон, но и в такую, казалось бы,  консервативную сферу, как музыкальная педагогика.

Сейчас много пишут и спорят о проблемах кризиса музыкальной педагогики общего образования. Хочется уверить многих авторов, что кризис происходит не в педагогике, а в сознании некоторых учителей музыки. Мы не будем развивать тезис  естественного отбора музыкальных инструментов, музыкальных стилей и жанров. Несмотря ни на что отбор есть, был и будет. Жизнь выбирает новую музыку и новые музыкальные инструменты. Неизменна только методика их преподавания, хотя и здесь, похоже, начались новые веяния.

Настало время синтезатора и компьютера на уроках музыки.

Синтезатор в школе чаще всего встречается в качестве атрибута так называемой «фонограммы» – обязательного требования всех музыкальных мероприятий школы, района, города и особенно Республики. Как бы ни сопротивлялись профессиональные музыканты - требования больших Гала-концертов, выступлений на ТВ да и просто выхода на сцену довольно ограничены – «минусовка» и «плюсовка». Что это такое – знает любой первоклассник. Но как это сочетается с расстроенным фортепиано, разбитым баяном и фальшивым аккордеоном знают только учитель музыки и администрация школы.

Что касается компьютеров в средней школе, то стали привычны телевизионные кадры, на которых высокопоставленные чиновники торжественно перерезают алые ленты и школьники гурьбой входят в класс, обставленный дисплеями и процессорами. На этом передача заканчивается и дальше начинаются трудовые будни с безнадежным поиском нужных программ и бесконечной переустановкой регулярно «зависающего» Windows, не выдерживающего натиска будущих хакеров. Это относится к общему компьютерному образованию на уроке информатики. А что касается программного обеспечения музыкальных занятий, то это – детективный сериал, где задействованы темные личности и черные рынки с «пиратскими дисками».

И – головная боль директора любой школы – кадры.

Синтезатор отдан на откуп самодеятельности, где достаточно квалифицированные музыканты имеют неплохой заработок и не собираются делиться секретами мастерства. Высококвалифицированные компьютерщики востребованы везде, уфимцев можно встретить и в России, и в Дальнем Зарубежье. Нужны они и в школе, но по понятным причинам там не встречаются.

Время подсказывает, что необходима плановая и массовая подготовка учителей музыки, не боящихся компьютеров и владеющих синтезатором. Тогда школам не придется тратить бюджетные средства на заказ дорогостоящей фонограммы у «халтурщиков» и не искать наличные средства на услуги компьютерных «гуру». Все это должен уметь делать учитель музыки.

Но для этого нужно готовить кадры.

Такая подготовка началась с 1 сентября 2004 года в Уфимском педагогическом колледже № 2. Если кого интересует учебная программа, то загляните сюда.

Смеем уверить всех сомневающихся - никакой компьютер не сможет заменить веками сложившуюся пару «Учитель-ученик», работающих в сложнейшей сфере человеческого сознания - музыке.  Вряд ли когда-нибудь компьютер здесь заменит педагога. Сегодня, в век скоростей и прогресса он занимает место помощника при усвоении некоторых формальных правил музыкального языка. Занимательность при работе с компьютером гораздо выше традиционного зазубривания музыкального катехизиса, смысл которого познается только в зрелом возрасте.

Так сложилось, что Уфа не является лидером в музыкальном компьютерном образовании. Но, к счастью, наше отставание здесь небольшое. Известные обучающие музыкальные программы для детей, пришедшие к нам с товарным экспортом на английском языке, датируются всего 1994-95 годами [1] и, похоже, с тех пор не обновлялись из-за возникшей тупиковой ситуации.

Из имеющихся довольно небольших по объему материалов рассмотрим, что сделано в области компьютеризации музыкального образования.

Известно, что разработки ведутся в 4-х направлениях [2]:

1.     - Специальность – овладение музыкальным инструментом;

2.     - Развитие слуха – определение компонентов музыки на слух;

3.     - Теория – усвоение учащимися определенных правил строения музыки;

4.     - Музыкальная литература – изучение истории музыки и запоминание наиболее значительных музыкальных сочинений.

1-й пункт – овладение игрой на инструменте, похоже, только затягивает процесс обучения. Вряд  ли он сможет заменить существующий педагогический процесс и практическую игру на инструменте. У музыкантов есть правило - пока не отсидишь за музыкальным инструментом положенного количества часов, никакие компьютеры не помогут.

Основные же программы ориентированы на 2-й и 3-й пункты - развитие музыкального слуха и теория музыки. Эти мало любимые детьми предметы музыкального обучения даже в музыкальных школах благодаря компьютеру превратились  в увлекательную игру.

Что же касается 4 пункта - урока музыки, то здесь за компьютером, видимо, прекрасное будущее. Уже есть чистейшие записи классической музыки на лазерных дисках, дающих возможность практически мгновенно находить и демонстрировать фрагменты из симфоний, опер и балетов в исполнении лучших артистов и коллективов мира. И все это – не выходя из учебной аудитории, и не только в CD-звучании, но и DVD-изображении.

Основной формой работы с учащимися является урок. Работа на компьютере – такой же урок. Компьютер  – помощник преподавателя, который благодаря своим неисчерпаемым возможностям и хорошей рекламе привлекает детей [3]. Практика показывает, что дети осваивают компьютер практически сразу и быстро превосходят своих наставников в скорости и реакции.

Компьютер на уроке музыке в общеобразовательной школе – дополнительный атрибут традиционного урока на одном уровне с карандашом,  нотной тетрадкой и классной доской. Это своеобразный тренажер, освобождающий учителя от многих, часто рутинно-утомительных повторений, которыми насыщена любая педагогическая сфера. Компьютер делает то, что не сможет сделать ни один педагог: повторять не утомляясь!

 Но в любом случае контроль за усвоением материала проходит в традиционной форме вопроса-ответа между учеником и педагогом, а конечная цель определяется не техникой владения мышью или скоростью передвижения курсора, а приобретенными навыками владения музыкальным языком.

Еще долгое время компьютер будет являться тренажером, который в игровой форме позволит ученику быстрее войти в одну из сложнейших сфер человеческого сознания – мышление музыкальными образами.

Много придется сделать при разработке методики подготовки педагогов, владеющих синтезатором. Глаза разбегаются только при освещении всех направлений использования синтезатора в школе. Это не только модная фонограмма. Это - может быть урок-пение, урок-концерт, урок-игра…

Малочисленные методические пособия [4] направлены на преодоление имеющегося стереотипа, что работа с синтезатором – это использование так называемой «самоиграйки»:  100 ритмических рисунков и 100 стилей автоаккомпанемента, заложенных в память. Да, действительно, молодые студенты – будущие педагоги - первоначально увлекаются возможностью исполнения псевдосовременного аккомпанемента практически одним движением указательного пальца левой руки. Однако очень скоро однообразие 100 «попсовых» штампов надоедает и наступает период подлинного творчества.

От будущего преподавателя школы требуется главное – смелость и умение сочетать старое с новым. Как прекрасно звучат, к примеру, старинные народные песни в исполнении школьников на уроках музыки в сопровождении синтезатора; как интересно сочетаются с ними синтезированные тембры скрипки и кубыза, жалейки и фортепиано. Как загораются глаза детей при исполнении органных сочинений И.С.Баха и миниатюр Рамо и Куперена в практически натуральных клавесинных тембрах.

Думается, что молодые педагоги, вооруженные не только навыками исполнительства на музыкальном инструменте, но и знаниями современной техники, найдут здесь достойное применение своим талантам.

Приглашаем всех желающих к общению на разрабатываемом сайте УПК №2:  http://folk48.narod.ru/upk2.htm 

 

[1] Популярная программа обучения основам музыки и композиции "Making Music" Калифорнийского института искусств апробирована  в музыкальной школе и в Институте обучения искусствам при Университете штата Аризона в 1994-95 гг.

[2] Из материалов периодического издания "Компьютерное образование".

[3] Интересен Интернет-конкурс, организованный в 2002 году ДМШ Уфы и Екатеринбурга, на котором участники обменивались рисунками в формате Pbrush и midi-обработками, выполненными на синтезаторах, подключенных к компьютеру (http://folk48.narod.ru/ Intercon.html).

[4] - Хрестоматия: Мой инструмент-синтезатор. Сост. Шавкунов И. Г.

- Важов С. С. Школа игры на синтезаторе: Системы, пользование, нотная грамота для игры и сочинения, практика.  

- Важов С. С. Школа игры на синтезаторе. Включил, прочел, играю. (Для общего и школьного образования) и др.

Всех, кого интересует данная тема, пишите в гостевую книгу.  
Р.Г.Рахимов, кандидат искусствоведения
Домой                                                                                                                          г. Уфа, 24 января 2005 г.

e-mail:    folk49@mail.ru  

 
Hosted by uCoz