Рахимов Р.Г. Компьютерные технологии в музыке: Авторская программа по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке» по специальности № 0310 «Музыкальное образование».– Уфа: ООО «Вагант», 2007.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анализ опыта преподавания курса основ информатики, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывают необходимость выделения некоторых узких областей в овладении основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Это в полной мере относится к малоразработанному предмету по компьютерным технологиям в музыке для учебного процесса ССУЗ.

Задачами данного курса является овладение студентами практическими знаниями, умениями и навыками в использовании для учебных целей оцифрованный и аналоговый музыкальный формат, в основном, Midi и Wav.

Основные требования к знаниям:

Знать: 

  • Информационную деятельность человека и информационные основы процессов управления.

  • Основные устройства синтеза звука.

  • Устройство персонального компьютера.

  • Операционные системы и основные форматы записи и воспроизведения музыки.

  • Физические свойства звука и музыкальную акустику.

Основные требования к умениям:

Уметь:
  • Классифицировать музыкальные инструменты. 

  • Ориентироваться в цифровых и аналоговых форматах записи музыки. 

  • Набирать нотно-музыкальный текст.

  • Работать в программах, предназначенных для обработки звука.

  • Пользоваться учебными программами для изучения музыки.

  • Использовать РС в учебном процессе.

В предлагаемой программе использована литература по компьютерным технологиям известных авторов. Ряд материалов взят из открытых сайтов Интернета.

Содержание учебной дисциплины

 Тема 1: Введение. Информационная деятельность человека

Требования к знаниям: знать определение понятий: информатизация общества, информационная деятельность человека, информационная культура.

Содержание учебного материала

Четыре информационных революций.

Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

Вторая революция (середина XVI) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.

Третья революция (конец XIX в) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

Четвертая революция (70–е годы XX в) связана с изобретением персонального компьютера.

Создание РС было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста НТП. Начинали говорить об "информационном взрыве", называя так бурный рост потоков и объемов информации. В качестве средства для хранения и, обработки и передачи информации научно–технический прогресс предложил обществу компьютер.

Информатизация, как активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

Культура, как  уровень развития творческих сил и способностей человека, знания, умения, профессиональные навыки, интеллектуальное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. 

Вопросы для проверки знаний: 

  • Расскажите о ступенях развития человеческого общества с позиции анализа факторов выживания и прогресса. 

  • Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации. Неизбежны ли они? 

  • Как вы представляете себе информационное общество?

Тема 2: Информационные основы процессов управления

 Требования к знаниям: Иметь представление об информационной системе.

Содержание учебного материала: Информация и управление. Разомкнутые и замкнутые системы управления. 

Назначение обратной связи. Информационный процесс, как производное от информационной системы.

Понятие "информация", как наличие двух объектов – источника информации и приемника информации.

Составляющие информационной системы: источник информации, канал связи, по которому информация в форме материально – энергетического сигнала может поступить к потребителю, а также некоторое соглашение (код), которое позволит потребителю установить смысл воспринятого сигнала.

Значение информационной системы:

  • Освобождение работников от рутинной работы за счет ее автоматизации; 

  •  Обеспечение достоверность информации; 

  • Обеспечение более рациональную организацию переработки информации на компьютере.

Любая информационная система действует по правилам разомкнутой или замкнутой схемы управления.

Управление, как целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие – управляемыми.

Разомкнутая система, где управляющее воздействие происходит в одну сторону.

Обратная связь, как процесс передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему.

В замкнутых системах управления алгоритм управления может оказаться ветвящимся или циклическим.

Для успешности функционирования такой системы управления важна степень интеллектуальности управляющей системы (если управляющий – человек, то важна степень его ответственности).

Системы, в которых роль управляющего поручается компьютеру, называются автоматическими системами с программным управлением.

 Вопросы для проверки знаний:

  • Что такое информационная система? 

  • В чем различие между системой и информационной системой? 

  • Что такое управление? 

  • Почему управление связано с информацией? 

  • Объясните различие между замкнутой и разомкнутой системой управления? 

  • Приведите примеры замкнутой системы управления в живой природе.  

Тема 3. Представление информации

 Требования к знаниям: Информация и знания.

                 Содержание учебного материала: Виды информации.

Декларативные знания (декларация – утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания о явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.

Процедурные знания определяют действия для достижения к–л. цели.

Вещество, энергия, информация, как три составляющие окружающего нас мира.

Понятие информации. Роль информации в жизни людей.

Информатика как наука.

Наука – то, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству.

Технология – то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей.

Любая технология опирается на фундаментальную или прикладную науку.

Информация – сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Четыре свойства информации – возможность создавать, передавать, хранить и обрабатывать.

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации, возникшая в 60 гг. ХХ века.

Ядро информатики – информационная технология как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.

Деление современной информатики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая информатика –  множество научных дисциплин, для которых общим предметом изучения является информация. Среди них: история информации, теория алгоритмов, теоретическая кибернетика. Математическое и информационное моделирование, дискретная математика, искусственный интеллект и др.

Корни прикладной информатики лежат в другой науке – кибернетике.

 Вопросы для проверки знаний:

  • Что такое информация? 

  • Что изучает наука информатика?

  • Чем отличается наука от технологии?  

Тема 4. Устройство персонального компьютера

 Требования к знаниям: Рассматривать персональный компьютер (РС), как разновидность электронной машины.

Содержание учебного материала: Внешние и внутренние устройства РС. Свойства четырех основных внешних устройств: Системный блок, клавиатура, монитор, мышь. Определять пять видов информации, с которыми работает мультимедийный персональный компьютер (MPC).

Тема 5. Операционные системы, освоение прикладных и офисных программ

Требования к знаниям: Знать определение терминов «Операционная система» (OS) и «Пользовательский интерфейс» (PI).

Содержание учебного материала: Операционная система (OS) – как программа-переводчик между пользователем и РС. Пользовательский интерфейс (PI) – как способ обмена информацией между программой и пользователем. Два основных типа пользовательского интерфейса – консольный (DOS) и графический (Windows). OS Windows – популярная программа, созданная кампанией Microsoft. Мультимедийные программы. Музыкальные возможности РС.

 Тема 6. Музыкальная акустика

 Требования к знаниям: Определение акустики, как части науки физики.

Содержание учебного материала:  Музыка как носитель невербальной информации. Один из первых ученых-акустиков – Пифагор. Монохорд Пифагора, знания о натуральном звукоряде, таблица простых интервалов. Аристоксен – первый музыковед, написавший «Трактат о гармонии». Разработка основ распространения звуковых волн в различных средах и формула скорости звука в трудах Исаака Ньютона. Истоки науки органологии. Равномерно темперированный строй музыканта Веркмейстера. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. Основные акустические понятия и термины. Метроном Менцеля.  Музыка как средство исцеления и разрушения.  Четыре свойства  музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр. Сравнительная характеристика высоты звука и его громкости в акустике и музыке.   Основная терминология длительности звука.

 Вопросы и задания для проверки:

  •  Чем занимается наука акустика.

  • Четыре свойства музыкального звука.

 Тема 6. Классификация музыкальных инструментов

Требования к знаниям: Виды систематик музыкальных инструментов. Систематика Хорнбостеля-Закса: Аэрофоны, Идофоны, Хордофоны, Мембранофоны, Электрофоны.

Содержание учебного материала: Башкирские народные музыкальные инструменты в системе международной классификации:

1. Аэрофоны – инструменты, где звучащим телом является воздушный столб.

Курай – представитель аэрофонов, подгруппы флейтовых, виду продольных флейт, подвиду открытых флейт с пятью игровыми отверстиями 4+1.

Традиционный курай,  изготовленный  из зонтичного тростникового растения. Курай В.Шугаюпова. Ишкурай И.Ильбакова.

Малораспространенные башкирские аэрофоны: Хорнай (Сорнай), Борго, Зурна, Курай-бала.

                Гармонь и баян – как  башкирские национальные аэрофоны позднего периода. Звучащее тело башкирских гармоник, имеющее идофонические истоки.

                2. Идиофоны – как самозвучащие музыкальные инструменты, издающие звук, не нуждаясь в натянутых перепонках или струнах. Подразделения идиофонов: ударные, щипковые, фрикционные и воздушные.

                Кубыз – (maultrommel) представитель башкирских идиофонов.

Агас-кубыз – идиоглоттический маультроммель, тимер-кубыз – гетероглоттический маультроммель.

Малораспространенные разновидности башкирских идиофонов: Кэбе, Сыбырткы, Тэйме,  Шакылдак, Янкыл-кубыз.    

3. Башкирские хордофоны – или струнные инструменты: мандолина и скрипка, предшественниками которых были думбыра и кыл-кубыз.

Исчезнувшие национальные хордофоны: «Гэзле» и «Ятаган».

                4. Мембранофоны – инструменты, где источником звука является туго натянутая перепонка.

                Башкирские мембранофоны: Донгор, Кабак, Награ, Дыбыл, Думбурзяк, Кэбэ. 

                5. Электрофоны – музыкальные инструменты, где звучащим телом является мембрана, колеблющаяся под воздействия электросигнала.

  • Первый «Телармониум» («Telharmonium») 1897 года англичанина Т.Кэхилла (Thaddeus Cahill).

  • «Терменвокс» 1919 года советского инженера и музыканта Л.С.Термена.

  • Электроорган Л.Хаммонда (Laurens Hammond) – 1934 г.

  • Синтезатор Роберта Муга (Robert Moog) – 1964 г.

  • Экводин А.Володина и «оптический синтезатор» АНС Е.Мурзина.

  • Синтезаторы фирм Casio, Korg, Yamaha, Roland.

  • Российские синтезаторы «Орион», «Юность», «Электроника» и др.

Вопросы и задания для проверки

  • Сущность и феномен музыкального инструмента.

  •  Основные позиции классификации Э.Хорнбостеля и К.Закса.

  •  Характеристика башкирских музыкальных инструментов в зависимости от класса.

  •  Электрофоны. История создания и основные характеристики.

 Тема 8. Компьютер как инструмент музыканта

 Требования к знаниям: Знать основные аспекты оцифровки и обработки звука, программы в помощь музыковеду, основные нотаторы и учебные программы.

Содержание учебного материала: Аналоговая запись, оцифровка звука. Носители цифровой информации. Сэмплирование. Основные звуковые эффекты. Понятие MIDI. Типы MIDI-сообщений. MIDI-секвенции. Недостатки и преимущества «компьютерного звука». Компьютер или синтезатор?  Компьютер, как музыкальный сэмплер. Синтезатор, как модуль компьютера. Звуковая карта и внешний звуковой модуль. Понятие пользовательского интерфейса применительно к музыкальным возможностям компьютера. Нотный набор на компьютере. История нотного набора от пуансонов до программного продукта Sibelius, Capella, Overture, Encore, Finale и др. MIDI-клавиатура. Компьютер как инструмент композитора. Композиторский интерфейс. Работа с компоновкой элементов музыкального произведения. Подбор тембра, высоты, громкости и темпа. Плюсы и минусы компьютера в работе композитора. Звукорежиссерская работа с компьютером. Звукорежиссерский интерфейс. Микшерский пульт и многоканальное сведение.  В помощь музыковеду. Музыковедческий интерфейс. Автоматический переводчик. Возможности Интернета в работе музыковеда. Компьютер и музыкальное образование. Компьютер как помощник педагога. Обучение музыке за компьютером – преимущества и недостатки. Программы для обучения музыке непосредственные (музыкальная грамота, музыкальная литература, обучение игре на музыкальном инструменте) и опосредованные (игры).

 Тема 9. Обработка музыкального звука. Нотографика. Учебные программы

 Требования к знаниям: Знать основные программные решения для создания "живой" музыки на ком­пьютере.

   Содержание учебного материала:  Программы для любителей и профессионалов.  Объекты MIDI и объекты AUDIO. 

Программа  SAWPro для начинающих. Интерфейс. Быстрая и качественная запись и повышен­ная степень надежности. Возможности программы для записи игры на акустических инструментах, вокал или композиции, состоящих из речи и музыки (аудиореклама, фонограмма для школьного вечера, радиопередача и т. п.).

Программа Cool Edit Pro –профессиональный многодорожечный редактор для обработки звука в условиях любительской компьютерной студии. Интерфейс. Виртуальные эффекты профессионального качества, возможность созда­ния собственных алгоритмов обработки.

Программа Samplitude 2496. Интерфейс.  Возможность записи и обработки "живого" исполнения на акустических и электронных музыкальных инструментах. Совмещение на одной дорожке разных типов объекта, как объекты MIDI, так и объекты AUDIO. При всех своих достоинствах программа относительно нетребовательна к системным ресурсам компьютера.

Профессиональная программа Cubase VST 24. Интерфейс. Основные возможности.

Редакторская программа Encore фирмы Passport Designs. Возможности и интерфейс.

Запись нотной партитуры с внешнего MIDI-контроллера (с клавиатуры), ввод нот с помощью мыши, возможности подготовки нотного материала к изданию путем редактирования и добавления специальных музыкальных символов и обозначений, редактирование продолжительности и громкости звучания каждой ноты, вывод гитарную табулатуры. Запись нот для восьми независимых голосов и работа с партитурой, состоящей из 64 нотных линеек.

Учебная программа Music Lessons 1.2e for Windows фирмы MiBAC Music Software. Интерфейс. Основные возможности,  ориентированные на развитие музыкального слуха и закрепление знаний по теории музыки.

Учебная авторская игровая программа Making music. Интерфейс. Основные возможности. 

Тема  10. Компьютер в детском учреждении. 

Требования к знаниям: Знать место информатики в учебном плане 11 и 12–летней школы и ориентироваться в основных информационных технологиях.

Содержание учебного материала: Основные проблемы компьютерных технологий в музыке. Положительные и отрицательные аспекты применения компьютера в практической музыке и музыкальной педагогике. Технологии обработки текста, графики и музыки. Понятие текста и его обработки. Текстовый, графический, музыкальный и нотный редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Сеть Интернет. Кратко о технологии World Wide Web (WWW). Поиск информации. 

Анализ опыта преподавания курса основ информатики, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета. 

Первый этап (I – VII классы) – пропедевтический - первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, где формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.

Второй этап (VIII – X классы) – базовый курс - обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, направленный на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.

Третий этап (XI класс) – продолжение образования в старших классах в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. экономики сельскохозяйственного производства, и т.д.

 

При перепечатке ссылка обязательна ® Рахимов Р.Г., 2007

Домой                                                                                                                          г. Уфа, 10 ноября 2008 года.

e-mail:    folk49@mail.ru  

 
Hosted by uCoz