Думбыра мастера А.Овчинникова

Башкирская думбыра. 

Прошлое, настоящее, будущее

Фольклорное исследование

“Происхождение струнных инструментов полностью  не
 выяснено.   Вероятно,   они  происходят  из   Азии,  также,
как и большинство музыкальных инструментов вообще”.
Антонин Модр. 
 “Восток - дело тонкое”.
Поговорка.
Что это за инструмент - думбыра ?
Почему за его реставрацию взялись люди, часто весьма далекие не только от башкирской национальной культуры, но и даже от музыки?
Почему несмотря на разнообразие  конструкций продолжают появляться все новые фамилии увлеченных мастеров ?       
         Мне посчастливилось быть у истоков реставрационной работы. Поэтому в данной статье со сравнительной объективностью будут даны материалы, подробнее о которых можно прочесть в работе "Башкирская думбыра. Прошлое, настоящее, будущее. Изд. 2-е и доп. - Уфа:    “Узорица”,    2003."  (с CD приложением). В ней подводятся  итоги двадцатилетней истории реконструкции думбыры.            С.Абхалимов с думбырой В.Шугаюпова
 
Знакомство с башкирской думбырой состоялось в 1983 году на защите дипломного реферата выпускника кафедры народных инструментов УГИИ С. Абхалимова (класс преп. Сафаргаллиной З.Г.). Небольшой документальный материал, ограниченный газетной публикацией академика БФАН Г. Хусаинова и выдержками из работ русских исследователей башкирской культуры. Но самое примечательное в защите было присутствие инструмента мастера В. Шугаюпова.
           Благодаря энтузиазму педагога и студента удалось собрать материал по думбыре, организовать изготовление инструмента, подобрать репертуар и подвести научную базу. Заметного  ажиотажа это событие в то время не произвело, но в памяти остались своеобразные сольные наигрыши на инструменте и их записи на башкирском радио.
Думбырой занимались немногочисленные энтузиасты, среди которых хотелось бы отметить молодого композитора А. Кубагушева, ныне декана факультета башкирской музыки УГИИ. После окончания института искусств на посту музыкального редактора башкирского радио он сделал достаточно много для поиска и пропаганды думбыры.
К середине 80-х годов мастер В. Шугаюпов предложил ряд тесситурных разновидностей думбыры - малую и бас. Несколько комиссий из специалистов различного профиля рекомендовали думбыру В. Шугаюпова к тиражированию и применению в учебной сфере.
В 1988-89 учебном году сложились благоприятные условия для открытия в УГИИ кафедры башкирской музыки и фольклора под руководством доцента, кандидата искусствоведения, фольклориста Ф.Х. Камаева. Здесь, на кафедре, эксперименты с думбырой продолжились уже на научной основе.
Несколько слов о названии инструмента “Домбра-думбыра”. Есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия (в том числе и русское - “Домра”) происходят от арабского слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается “...Тан - сердце, бура - терзать”. Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются (“М” на “Н”, “Т” на “Д”), а гласные (кроме “А”, “У” и “И”) существуют в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова: танбур - “домбур - дунбура - думбра - домбра - домр - домра” и так далее. Башкирский вариант имеет русское написание “Думбыра”, где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”), а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами.
           Экспедиционные исследования по территории с проживанием коренного населения показали, что думбыра - достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент. Многие информаторы связывают исчезновение думбыры с влиянием городской культуры и появлением в продаже фабричной мандолины. Действительно, именно в 30-е годы вышла на полную производственную мощность ленинградская фабрика струнных инструментов, сначала довольно трудоемкая в изготовлении неаполитанская, затем более простая - португальская.
Перед реставраторами думбыры стояла сложнейшая и противоречивая задача - создать инструмент, превосходящий акустическими качествами мандолину и сочетающий этнографичность с современностью.
К сожалению восстановление шло разными путями и не имело общей организации. Мастера, среди которых не было специалистов по акустике и технологии изготовления струнных щипковых инструментов, пытались “объять необъятное”. Ценность старинной технологии изготовления думбыры заключалась в использовании случайных материалов. Все остальное зависело от мастерства  изготовителя и исполнителя. Предела совершенствования не было и здесь выигрывали наиболее простые конструкции, все остальное доделывало мастерство  исполнителя.
Над думбырой работало много мастеров, из которых наиболее интересны конструкции  уфимцев Г. Кубагушева,  В. Шугаюпова, Ю. Зирина, А. Овчинникова, В., москвича В. Зубченко и мастера из Белебея  А. Параева.  
Мастер Г.Кубагушев
Мастер Г. Кубагушев сразу стал работать в этнографическом направлении. Мы не станем останавливаться на довольно оригинальных изобретениях этого талантливого мастера (была даже “думбыра-зонт”). Отметим самую лучшую и своеобразную модель думбыры, чем-то напоминающую западно-казахский вариант домбры-альта, но с тремя жильными струнами и оригинальным корпусом-резонатором. 
Данная модель использовалась в выступлениях фольклорного ансамбля “Кубаир” АН РБ. Для него известный фольклорист Р.С. Сулейманов написал на башкирском языке пособие для самостоятельного обучения. Кварто-квинтовый строй (ми-ля-ми1) и хроматический звукоряд позволял исполнять на инструменте бурдонирующее сопровождение к мелодии и удобные для исполнения популярные национальные мелодии. Из довольно интересной серии инструментов этого мастера сохранилась только одна думбыра, остальные были уничтожены на кафедре башкирской музыки в УГИИ при совершенно нелепых обстоятельствах.
Инструмент  москвича В. Зубченко - хорошо выполненная копия инструмента В. Шугаюпова.
Инструмент А. Параева - оригинальная версия думбыры. К сожалению его работа не получила продолжения после не совсем корректного обсуждения на кафедре народных инструментов УГИИ.  
Мастер Ю.Зирин 
Думбыра мастера Ю. Зирина была выполнена по оригинальной технологии и представляла собой довольно своеобразное явление. На инструментах Ю.Зирина при кафедре башкирской музыки и в ДМШ-4 г. Уфы удалось организовать учебный ансамбль башкирских народных инструментов, где были использованы курай, баян и скрипка.
Думбыра мастера А. Овчинникова сегодня самая популярная среди профессиональных исполнителей. Мастер прекрасно чувствует конструкцию струнного щипкового инструмента. Можно смело утверждать, что думбыра А. Овчинникова впитала в себя весь опыт эксплуатации предыдущих инструментов. На его думбыре играют в популярных фольк-рок ансамблях "Караван-сарай", "Дервиш". Ее применяют в государственном академическом ансамбле народного танца им. Ф. Гаскарова и в недавно созданном государственом оркестре башкирских народных инструментов. Опыта эксплуатации думбыры Овчинникова пока нет. Мастер предлагает инструмент  в нескольких вариантах:  думбыру-альт акустическую и думбыру-альт со звукоснимателем. Возможно использование обоих вариантов  в концертно-исполнительской практике и в учебной сфере.Мастер А.Владимиров
 
Нет ничего особенного в том, что работа А.Овчинникова имела продолжение. Молодой мастер А.Владимиров создал свой вариант думбыры и приступил к массовому выпуску инструмента. Сейчас его думбыра выпускается в двух вариантах: концертный для профессионалов и, более простой, для учебных заведений. 
 
Накопленный 20-летний опыт реконструкции и эксплуатации инструментов различных мастеров создал предпосылки для организации ансамблей, где инструменту отводится самая разнообразная роль от аккомпанирующего бурдонирующего инструмента до солирующего. 

Ансамбль думбыристов ДШИ № 2

 
При ДШИ № 2 им. Ф.Камаева в 2002 году был создан ансамбль, где велись активные эксперименты с думбырами трех мастеров: сначала Зирина, потом Овчинникова-Владимирова, и позже ГУП БХП "Агидель" под  руководством Р.С.Сулейманова.
 Весной 2003 года состоялось первое выступление ансамбля. 
Работа над башкирской думбырой продолжается.
.  
 
Р.Г.Рахимов, доктор искусствоведения, профессор УГАИ им. З.Исмагилова
Домой                                                                                                             г. Уфа, 08 ноября 2007 г
 Исследование "Башкирская думбыра. Прошлое, настоящее, будущее"(с Cd-приложением) можно заказать по e-mail folk49@mail.ru  
 
Hosted by uCoz