Р.Г.Рахимов

Башкирские музыкальные инструменты

Фольклорное исследование

   Будда, играющий на идиофоническом и струнном кубызе.

Будда к башкирской музыке никакого отношения не имеет. Но интересно, что он играет сразу на двух кубызах: тимер-кубызе и кыл-кубызе


            Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но  первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним "башкорт" и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала.  

Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до  своеобразного гетерофонного сопровождения.

Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона. 

Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы.

              Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом.  Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Они вышли в 2006 и 2008 гг в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы [4, 5]. 

              Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения. 

Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.  


АЭРОФОНЫ  

Курай по классификации Хорнбостеля-Закса относится к аэрофонам, подгруппе флейтовых, виду продольных флейт, подвиду открытых флейт с пятью игровыми отверстиями 4+1 (индекс 4.21.111.12).

Подобные инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана. 

 При исполнении Гимна Башкортостана (мелодия "Республика" на музыку Ф.Идрисова) используется тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики.  Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.

Курай обладает своеобразным тембром и своим репертуаром, которых невозможно спутать с любым другим инструментом.

Кураист З.Аубакиров. 1985 гТрадиционный курай  изготавливают  из прямого, высушенного полого стебля одноименного зонтичного тростникового растения длинной  около 1 метра. До таких размеров курай вырастает только в южных степных и горных районах Республики. Спрос на тростниковый курай огромный, но искусственное выращивание музыкального тростника пока не отлажено. Это не огорчает кураистов. Башкирские музыканты используют для изготовления инструмента любой трубчатый предмет. Известны случаи, когда при штурме крепости Ак-Мечеть башкиры в качестве курая без игровых отверстий использовали стволы ружей, во время Великой Отечественной Войны 1941-45 гг. – металлические трубки с двигателей сбитых фашистских самолетов. 

В настоящее время наибольшим успехом пользуется заменитель тростникового инструмента  из скрученного деревянного шпона, который в 80-е годы ХХ века стал изготавливать башкирский мастер В.Шугаюпов. На шпоновом курае играют самодеятельные музыканты и известные профессионалы. Налажено обучение на курае от школы до вуза. Выпущено несколько методических и хрестоматийных пособий.

             Инструмент имеет пять отверстий:  4 на передней части и 1 на тыльной для большого пальца. На нем возможно исполнение характерных наигрышей в диатоническом звукоряд. Для профессиональной игры на курае мастер-исполнитель И.Ильбаков сконструировал в 1987 году экспериментальный хроматический курай («Ишкурай»).

              Звукоизвлечение на курае сложно. Кроме традиционных сольных мелодий, исполняемых одним музыкантом, существует и ансамблевая игра в гетерофонной манере однолинейного многоголосия. Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон , исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. "Узляу" чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение  тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.

Под названием "Узляу" в Башкортостане отмечаются два вида двухголосия:  

1.     Сольное горловое двухголосное, в особой вокально-инструментальной манере.  

2.     Горловое бурдонирующее  сопровождение игры на курае.

        Горловое двухголосное "Узляу" довольно редкий вид национального искусства. Описаний башкирского "Узляу" пока не было, нет и  какой-то классификации, но известно, что под названием "Узляу" на территории современного Башкортостана отмечено три разновидности горлового пения:

1.     Кара-узляу или Тюбен-узляу – темное или низкое горловое пение.

2.     Югары-узляу – высокое горловое пение.

3.     Бала-узляу или Катын-узляу – детское или женское горловое пение.

Курайное узляу не представляет собой статичный бурдон и отличается от него большей подвижностью и более широкой сферой применения. Гортанный бурдонирующий звук подключается к основной мелодии только в эпизодах, определенных исполнительской традицией.

Репертуар курая включает в себя практически все музыкальные жанры, связанные с традициями национального исполнительства:

1.     - Узун-кюй (протяжный мотив, наигрыш) – свободное мелодическое построение в широком амбитусе, в свободном метро-ритме, с широкими интервальными скачками, с прихотливой орнаментикой.

2.     - Халмак-кюй (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе.

3.     - Кыска-кюй (короткий мотив) – быстрые наигрыши с четким простым ритмом, квадратным строением, бодрые и энергичные, исполняемые на всех известных музыкальных орудиях башкир. Чаще всего это – сопровождения к танцам, такмакам и, в отдельных случаях, самостоятельные инструментальные пьесы.

Из фольклорных источников известны еще три аэрофона:

Хорнай (Сорнай) – индекс 4.23.111.2. – труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда;

Борго – предположительно та же группа инструментов, но изготовленная из дерева; Реконструированные думбыра и камыш-курай

Камыш-курай - национальная разновидность флейты Пана, индекс - 421.112.2.

Подробных описаний внешнего вида этих инструментов и их репертуара пока не найдено.  

Гармонь  и баян.  

В системе Хорбостеля-Закса гармонь и баян располагаются в классе аэрофонов с набором проскакивающих язычков (индекс – 412.132.). В  этноинструментарии многих народов они представляют собой конкретные разновидности инструментов, объединенных под общим названием "Гармоника". Вышеуказанные инструменты в башкирском этномузицировании – явление сравнительно новое.

Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века. Региональное название инструмента самое различное: "русская" или "гармонь русского строя", тальянка (тальян-гармун), минорка (минёрка), "батская" ("Вятская") гармонь, "Бараксин" (гармони династии казанских  мастеров Вараксиных), бирская тальянка (инструменты бирских мастеров) и так далее.

В фольклорных экспедициях были выявлены два типа диатонических гармоней, имеющих наибольшее распространение: "Русская" – типа саратовской, и тальянка (тальян-гармун) – инструмент вятского типа (кировские гармони). Появление гармоник среди традиционных башкирских инструментов произвело настоящую революцию как в этноинструментарии, так и в этнорепертуаре.

Наигрыши, исполняемые на диатонических гармонях, своеобразны, но не охватывают всеН.Сагидуллин с тальянкой XIX века башкирского мастера А.Вагина структуры башкирских наигрышей. Из-за ряда конструктивных особенностей на них практически не исполним "Узун-кюй" – наиболее яркий национальный вид музицирования. На гармонях в основном исполнимы простые квадратные построения типа халмак-кюй и кыска-кюй.

Кроме общеинструментальных наигрышей данного типа есть и свой специфический вид музицирования – "Ауыл-кюй" и "Урам-кюй" (башк. – деревенский и уличный наигрыш), исполняемый в неторопливом темпе, часто в движении шагом и пением характерных такмаков-частушек.

Баян – самая совершенная гармоника с хроматическим звукорядом в правой клавиатуре и хроматическим басо-аккордовым сопровождением в левой.

Баянист Хакимьянов М., Дуванский район. 1985 г.По сравнению с другими регионами России освоение баяна в Башкортостане началось со значительным опозданием. Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи. Отмечена интересная деталь – все национальные исполнители предпочитают играть на "кнопочных аккордеонах" – инструментах зарубежных фирм и их отечественных аналогах. Низкая басовая октава современных отечественных концертных баянов, чем гордятся мастера и баянисты – лауреаты академической традиции исполнительства, не устраивает народных музыкантов. Они предпочитают "высокий" бас.

Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств. В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.


ИДИОФОНЫ

Кубыз.  

Кубызы салаватского мастера М.ДавлетбаеваВ Башкортостане наиболее распространен самозвучащий (идиофонический) вариант инструмента. Это -  "Агас-кубыз" – деревянный кубыз (башк. агас – дерево) и "Тимер-кубыз" – железный кубыз (башк. тимер – железо). По Хорнбостелю-Заксу  агас-кубыз – идиоглоттический маультроммель с индексом 121.21., а тимер-кубыз – гетероглоттический маультроммель с индексом 121.22. Данные музыкальные орудия под различными названиями распространены во всем мире.На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Это подтверждается легендами и преданиями, сохраняющими имена талантливых мастеров-исполнителей на кубызах. Сегодня в Башкирии пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Р.Загретдинова из Уфы, М.Давлетбаева из Салавата, З.Халилова из Кумертау и др.Агас-кубыз. К.Гарипова 1911 года рождения. Мечетлинский район

Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим инструментом. Но в 1985 году автору данной статьи удалось найти исполнительницу на агас-кубызе в Мечетлинском районе Республики.

Башкирский вариант инструмента – бурдонирующий тип, звукоизвлечение которого построено на колебании упругой пластины (деревянной или металлической) одного тона и мелодикообразования посредством изменения объема резонирующей полости рта исполнителя. В последнее время благодаря пропаганде башкирского кубыза известным исполнителем Р. Загретдиновым популярностью стало пользоваться различное виртуозное звукоподражание, не встречающееся в фольклорном музицировании башкир, но получившее развитие в концертной филармонической практике. Звукоизвлечения на кубызе и образование мелодической линии связано с обертоновым звукорядом и акустически связанно с бурдонирующим звуком колеблющегося язычка. Башкирская игра на инструменте имеет ряд национальных особенностей постановки и специальный репертуар.

Легенды сохранили названия некоторых башкирских идиофонов: «Кэбе», «Сыбырткы», «Тэйме»,  «Шакылдак» и другие. Известен также «Янкыл-кубыз» (индекс 311.12) или "Жэя-кубыз"   – музыкальный лук, на котором играют щипком, приложив ко рту.  


ХОРДОФОНЫ

         Скрипач из Учалинского района. 1985 год  Мандолина и скрипка.  Мандолина. Г.Шарафутдинов. 1930 год рождения. Кигинский район

           Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме, квинтовом строе и названии. По Хорнбостелю-Заксу мандолина относится к чашечным шейковым лютням (индекс - 321.321), а скрипка – к коробчато-шейковым лютням (индекс – 321.322).

          Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и  скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с  кураем, кубызом, баяном, ударными.

              Думбыра мастера А.ОвчинниковаС 1985 года ведется  реконструкция башкирской «думбыры»Реконструированный кыл-кубыз (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки).  Удалось восстановить и их  репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау,  Хар-харнау и др.). Наиболее удачные варианты  инструментов  связаны  с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова.  

По преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле» (иногда - «Гюслэ») (разновидность лютни - индекс 321.22) и «Ятаган» (разновидность цитры - индекс 314.122), на которых играли щипком или ударом специальных палочек.


               МЕМБРАНОФОНЫ

               Ударные инструменты

Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам.

В одном из башкирских районов Челябинской области экспедицией под руководством фольклориста  Ф.Камаева зафиксирована женская игра на "Донгоре" – гладкого обрезка ствола дерева, подвешенного за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название "Донгора" - "Кабак". Из устных сведений известен и другой "Донгор" (в некоторых районах «Награ»), мембранофон из специально выделанной кожи, туго натянутой на каркас и предположительно использовавшийся для камлания.

Легенды донесли до нас название башкирского "Дыбыла", рамного ударного мембранофона воинов и охотников.

Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах - «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» - бочку с конским хвостом.

Каких-то других специфичных национальных  ударных инструментов в Башкирии не отмечено. Башкирская музыкальная культура не имеет развитую традицию игры на мембранофонах, как это культивируется у многих тюркских народов. 


Ансамбль Учалинского района. 1985 годВ данной статье описаны не все музыкальные инструменты, а только имеющие массовое распространение. Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям.

Башкирские народные музыкальные инструменты своеобразны. Уникальные условия Республики позволили им сохраниться в подлинном виде, имеющем многовековые традиции. Их изучение позволяет заключить, что башкирский инструментализм, представляет собой важный пласт национальной культуры.

Литература:

1. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. - Уфа: 1996.

2. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. - М.: М., 1965.

3. Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. - Уфа: 2001.

4. Рахимов Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганология. – Уфа, 2006.

5. Рахимов Р.Г. Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции. – Уфа, 2008.

6. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. - СПб, 1897.

7. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. - М.-Л.: АН СССР,1955.

 
Всех, кого интересует данная тема, пишите на e-mail: folk49@mail.ru    
 
Р.Г.Рахимов, доктор искусствоведения
Домой                                                                                                                         
 г. Уфа, 04 ноября 2011 г.
Hosted by uCoz